Этический кодекс

 

 

 

 

 Этический кодекс  «Городская поликлиника №5». 

Миссия поликлиники – оказание качественной эффективной медицинской помощи путем достижения медицинскими работниками доверия пациента.

1. Отношение с Пациентами.

1.1.         Удовлетворение потребностей в медицинской помощи наших  Пациентов – первоочередная задача поликлиники. Поликлиника обязана стремиться оказывать медицинскую помощь максимально возможного уровня качества.

1.2.         Сотрудники поликлиники обязуются всегда работать компетентно и вести себя так, как подобает профессиональным медицинским организациям.

1.3.         Сотрудники поликлиники стремятся к разрешению всех случаев неудовлетворенности пациентов качеством и количеством полученной медицинской помощи. 

  1. 2. Отношение сотрудников между собой. 

Сотрудники поликлиники обязуются:

2.1.     Строго соблюдать договорные обязанности с любыми контрагентами, способствуя созданию и поддержанию высокой деловой репутации сотрудников поликлиники.

2.2.    Конкурировать добросовестно, основываясь исключительно на объективных достоинствах деятельности своей поликлиники, на взаимном уважении конкурирующих сторон, соблюдении общих для сотрудников правил поведения, отказываясь от сомнительных методов ведения дел и конкуренции.

2.3.         Не высказывать публично оценку деятельности сотрудников и не участвовать в экспертных процедурах по оценке деятельности кого-либо из сотрудников без предварительного согласия организации.

2.4.    Предоставлять по просьбе руководства поликлиники (либо сотрудника поликлиники) информацию, необходимую поликлиники (либо сотруднику поликлиники) в их профессиональной деятельности.

2.5.    Не допускать распространения непроверенной информации, как о сотрудниках поликлиники, так и о других лечебных учреждениях города.

2.6.    Поддерживать любые конструктивные взаимоотношения между медицинскими

Организациями, совместные проекты и совместную деятельность, если таковая не противоречит базовым интересам поликлиники.

2.7.    Признавать и уважать авторитет руководящих органов поликлиники.

2.8.    Выполнять взятые на себя обязательства перед поликлиникой.

2.9.    Строить взаимоотношения между сотрудниками поликлиники на уважении, доверии, такте и доброжелательности.

2.10.    Воздерживаться от прямых предложений о переходе на работу сотрудниками без предварительного уведомления руководителя.

2.11.    Быть максимально корректным в оценке общей деятельности в случае совместного или преемственного ведения пациента одновременного с другой медицинской организацией.

2.12.     Сообщать о случаях недобросовестной конкуренции между сотрудниками.

2.13.    Стремиться разрешать конфликтные ситуации между сотрудниками в рамках самой поликлиники. 

  1. 3. Последствия нарушения этического кодекса. 

3.1.    Нарушение норм Этического кодекса являются основанием для включения в повестку дня очередного (внеочередного) заседания сотрудников поликлиники вопроса о нарушении норм настоящего кодекса.

3.2.    Нарушение норм данного Этического кодекса сотрудником с может повлечь за собой принятие решения о предъявлении требования к сотруднику о прекращении действий, нарушающих настоящий кодекс.

3.3.    Пациенты вправе обратиться с претензиями к руководству поликлиники по поводу недобросовестного поведения сотрудников и гарантированно получить оперативное и объективное реагирование.

3.4.    Руководство поликлиники обязано разработать мероприятия, направленные на предупреждение нарушений норм профессиональной этики, а также устранению причин и условий, способствующих возникновению подобных нарушений. 

  1. 4. Заключительная часть. 

4.1.    Сотрудники  безусловно признают Этический кодекс.

4.2.    Сотрудники обязуются пропагандировать выше изложенные принципы и этические нормы в рамках профессиональной врачебной среды и общества в целом.

4.3.    Изменения и дополнения в Этический кодекс вносятся на основании общего собрания поликлиники. 

  1. 1. Врач и общество.

Статья 1

Главная цель профессиональной деятельности врача – сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания ургентной, плановой и превентивной  медицинской помощи.

Врач обязан быть постоянно готов оказать ургентную медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов, включая материальное положение. Предложение безвозмездной помощи неимущему этично и оправдано.

Врач должен всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья населения, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам медицины, гигиены, экологии и культуры общения.

Врач не может присутствовать  при смертной казни и пытки, ни, тем более, участвовать в них. Врач не может ни санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения человеческого достоинства.

Статья 2

Главное условие врачебной деятельности  –  профессиональная компетентность  врача: его специальные знания и искусство врачевания.

Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования.

Именно профессиональная компетентность, наряду с гуманистической нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие медицинских решений.

Статья 3

Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Врач не вправе безучастно относиться и к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства, особенно если обследование или лечение сопряжены с болью, применением мер принуждения и другими тягостными для пациента факторами. Лекарство не должно быть горше болезни.

Статья 4

Злоупотребление знаниями и положением врача несовместимо с врачебной профессией.

Врач не вправе: - использовать свои знания и возможности в негуманных целях. – без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них. – использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц.

Врач не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды. Личные предубеждения врача и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

Врач, пользуясь своим положением лечащего или психической несостоятельностью пациента, не имеет права заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, вступать с пациентом в интимную связь, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

Врач в праве принять благодарность от пациента и его близких.

Статья 5

Врач обязан быть свободным.

Право и долг врача – хранить свою профессиональную независимость.

Врач должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т.д., врач обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него – прибегать к юридической и общественной защите.

Статья 6

Врач отвечает за качество медицинской помощи.

Врач должен приложить все усилия, чтобы качество оказываемой им помощи было на самом высоком уровне.

Оценивать качество оказываемой врачом медицинской помощи могут только коллеги, аккредитованные врачебной ассоциацией.

Статья 7

Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

- если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество. 

2. Врач и права пациента

Статья 8

Врач и права пациента на свободу и независимость личности.

Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражения кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы.

Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости.

При возникновении конфликта интересов пациент – общество, пациент – семья и т.п. врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Статья 9

Врач и право пациента на адекватную информацию о своем состоянии.

Врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, стремясь к «терапевтическому сотрудничеству», когда пациент становиться терапевтическим союзником врача. В оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне следует обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять план медицинских действий, дать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое  и обязан выполнять обещанное.

Статья 10

Врач и право пациента на получение медицинской помощи, не ограниченной какими – либо посторонними влияниями.

При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, своими и личным опытом. Никакие вмешательства во взаимоотношения врач – пациент вообще и в лечебный процесс в частности, иначе чем по просьбе врача, недопустимы.

Не может быть никаких ограничений права врача на выписку любых препаратов и назначение любого лечения, адекватного с точки зрения врача и не противоречащего современным медицинским стандартам. Если необходимый с точки зрения врача вид помощи в настоящий момент недоступен по каким-либо причинам, врач обязан известить об этом больного или его родственников и в обстановке «терапевтического сотрудничества» принять решение о дальнейшей лечебной тактике.

При возникновении профессиональных затруднений врач обязан немедленно обратиться за помощью.

Статья 11

Врач и право пациента согласиться на лечение или отказаться от него.

Информированное, осознанное и добровольное согласие пациента на медицинскую помощь вообще и любой конкретный ее вид в частности есть не спонтанное волеизъявление пациента, а результат эффективного терапевтического сотрудничества.

Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои поступки. Отказ вменяемого пациента от медицинской помощи, как правило, есть результат отсутствия терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом, а потому всегда остается на совести врача.

Добровольный отказ пациента от медицинской помощи или отдельного ее вида должен быть столь же осознанным, как и согласие на нее.

Никакое медицинское вмешательство не может быть произведено без согласия пациента, кроме особых случаев, когда:

- тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение;

- пациент является источником опасности для окружающих. В таких в случаях применение  врачом недобровольных мер необходимо и этично.

В случаях, когда на врача возлагается  осуществление принудительного обследования или лечения, он может осуществлять эти меры только в строгом в соответствии с требованиями законодательства. Врач не имеет права выполнять лечебные действия с использованием мер принуждения, если не находит к этому медицинских показаний. О мотивах своего отказа он обязан информировать орган, принявший решение о принудительном лечении.

Статья 12

Врач и право пациента на соблюдение врачебной тайны.

Пациент вправе рассчитывать на то, что врач сохранит в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Врач не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Врач должен принять  меры, препятствующие разглашению медицинской тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну.

Разглашением тайны являются случаи предоставления или передачи медицинской информации:

- с целью профессиональных консультаций.

- с целью проведения научных исследований, оценок эффективности лечебно-оздоровительных программ, экспертизы качества медицинской помощи и учебного процесса.

- когда у врача не иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому пациенту или окружающим лицам.

- по решению суда.

Если действующие законодательство предусматривает необходимость разглашения медицинской тайны в иных случаях, то врач может быть, освобожден от этической ответственности. Во всех перечисленных случаях врач должен информировать пациента о неизбежности раскрытия информации и , по возможности, получить на это его согласие.

Статья 13

Врач и право пациента на свободный выбор врача.

Врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

Самореклама в любой форме несовместима с врачебной этикой. 

  1. 1. Отношение с коллегами и другими медицинским персоналом. 

Статья 14

Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциации, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 15

По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их родственниках.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНОфициальный сайт Управления здравоохранения города АстанаЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ГОРОДА АСТАНЫ
Главная О НАС Этический кодекс